Ц Ц А А А


Завершен мониторинг соблюдения прав в ходе голосования

Уполномоченным по правам человека в Томской области Е. Карташовой в период голосования по поправкам к Основному Закону страны был организован  мониторинг соблюдения прав человека. В целях повышения эффективности выполняемой работы, аппаратом Уполномоченного было налажено взаимодействие с  Избирательной комиссией Томской области, органами прокуратуры и общественными наблюдателями.

Омбудсмен,  сотрудники аппарата Уполномоченного, общественные помощники в нескольких районах области,  за 7 дней побывали на 24  участках.

На всех осмотренных участках в целом  были обеспечены условия для социального дистанцирования,  проводилась термометрия, имелось  необходимое количество средств для дезинфекции, масок и ручек для каждого желающего проголосовать. Сотрудники избирательных комиссий надлежащим образом были снабжены  средствами индивидуальной  защиты, проинструктированы о необходимости соблюдения  санитарно-противоэпидемического  режима.  

Стоит  отметить, что формат голосования на протяжении нескольких дней  себя оправдал.  Участковым комиссиям удавалось  не допускать  скученности, избежать массового нарушений правил социального дистанцирования.

В то же время  на нескольких  участках в г.Томске был отмечен ряд недостатков - не везде четко была видна разметка на полу, на ряде участков не удалось в силу конструктивной особенности зданий организовать вход и выход  людей в разные двери, не везде надлежащим образом  организована доступность для маломобильных граждан. Однако члены избирательных комиссий ответственно относились к своим полномочиям и оказывали избирателям содействие.

Уполномоченный по правам человека отмечает активную  роль общественных наблюдателей :  при необходимости они  вмешивались и делали замечания, к которым  прислушивались организаторы голосования.

В дни голосования в аппарате  регионального Уполномоченного работала прямая телефонная линия, на которую поступило 20 звонков от томичей и жителей области . В начале работы прямой линии  часть звонивших задавала  вопрос о том, как поступать, если по месту работы задействуют «административный ресурс», в том числе просят сообщать работодателю  о факте голосования.

 Каждому обратившемуся давались разъяснения о незаконности подобных действий, поскольку   ч. 8 ст. 2 Федерального Конституционного Закона от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» прямо указывает, что «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».

Так как действующим законодательством четко установлена добровольность участия граждан РФ в общероссийском голосовании, давались рекомендации направить соответствующее обращение в аппарат Уполномоченного или органы прокуратуры с указанием конкретных фактов принуждения.  По состоянию на 02.07.2020 такие обращения в аппарат Уполномоченного не поступали.

Статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за  воспрепятствование свободному осуществлению гражданином права на участие в общероссийском голосовании, в том числе соединенное с принуждением или с использованием служебного положения (эти положения Уголовного кодекса вступили в силу  в апреле 2020). Эта информация также доводилась до сведения звонивших.

Также поступала информация о том, что один из томичей, пришедших на свой участок, в документах комиссии обнаружил ошибку в  своих  паспортных данных. После разбирательства и написания соответствующего заявления человек все же проголосовал, однако считает, что решение вопроса могло бы происходить в более корректной обстановке.

Нарушений, ставящих под сомнение результаты голосования в целом, в ходе мониторинга  не выявлено.

По итогам анализа  поступивших обращений и иной информации, в том числе размещенной в СМИ,  будет подготовлен ряд предложений по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты. В основном это  связано с коллизиями  положений избирательного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Никогда раньше мероприятия по общероссийскому голосованию не проводились в периоды пандемий,  поэтому полученный опыт обязательно должен стать основой для  совершенствования практики голосования в будущем.

 

Фото взято из открытых источников интернета

02 июля 2020

Разделы: Новости