Уполномоченным по правам человека в Томской области Е. Карташовой в период голосования по поправкам к Основному Закону страны был организован мониторинг соблюдения прав человека. В целях повышения эффективности выполняемой работы, аппаратом Уполномоченного было налажено взаимодействие с Избирательной комиссией Томской области, органами прокуратуры и общественными наблюдателями.
Омбудсмен, сотрудники аппарата Уполномоченного, общественные помощники в нескольких районах области, за 7 дней побывали на 24 участках.
На всех осмотренных участках в целом были обеспечены условия для социального дистанцирования, проводилась термометрия, имелось необходимое количество средств для дезинфекции, масок и ручек для каждого желающего проголосовать. Сотрудники избирательных комиссий надлежащим образом были снабжены средствами индивидуальной защиты, проинструктированы о необходимости соблюдения санитарно-противоэпидемического режима.
Стоит отметить, что формат голосования на протяжении нескольких дней себя оправдал. Участковым комиссиям удавалось не допускать скученности, избежать массового нарушений правил социального дистанцирования.
В то же время на нескольких участках в г.Томске был отмечен ряд недостатков - не везде четко была видна разметка на полу, на ряде участков не удалось в силу конструктивной особенности зданий организовать вход и выход людей в разные двери, не везде надлежащим образом организована доступность для маломобильных граждан. Однако члены избирательных комиссий ответственно относились к своим полномочиям и оказывали избирателям содействие.
Уполномоченный по правам человека отмечает активную роль общественных наблюдателей : при необходимости они вмешивались и делали замечания, к которым прислушивались организаторы голосования.
В дни голосования в аппарате регионального Уполномоченного работала прямая телефонная линия, на которую поступило 20 звонков от томичей и жителей области . В начале работы прямой линии часть звонивших задавала вопрос о том, как поступать, если по месту работы задействуют «административный ресурс», в том числе просят сообщать работодателю о факте голосования.
Каждому обратившемуся давались разъяснения о незаконности подобных действий, поскольку ч. 8 ст. 2 Федерального Конституционного Закона от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» прямо указывает, что «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в общероссийском голосовании, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».
Так как действующим законодательством четко установлена добровольность участия граждан РФ в общероссийском голосовании, давались рекомендации направить соответствующее обращение в аппарат Уполномоченного или органы прокуратуры с указанием конкретных фактов принуждения. По состоянию на 02.07.2020 такие обращения в аппарат Уполномоченного не поступали.
Статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином права на участие в общероссийском голосовании, в том числе соединенное с принуждением или с использованием служебного положения (эти положения Уголовного кодекса вступили в силу в апреле 2020). Эта информация также доводилась до сведения звонивших.
Также поступала информация о том, что один из томичей, пришедших на свой участок, в документах комиссии обнаружил ошибку в своих паспортных данных. После разбирательства и написания соответствующего заявления человек все же проголосовал, однако считает, что решение вопроса могло бы происходить в более корректной обстановке.
Нарушений, ставящих под сомнение результаты голосования в целом, в ходе мониторинга не выявлено.
По итогам анализа поступивших обращений и иной информации, в том числе размещенной в СМИ, будет подготовлен ряд предложений по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты. В основном это связано с коллизиями положений избирательного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Никогда раньше мероприятия по общероссийскому голосованию не проводились в периоды пандемий, поэтому полученный опыт обязательно должен стать основой для совершенствования практики голосования в будущем.
Фото взято из открытых источников интернета