Верховный суд обязал возмещать убытки гражданам за волокиту судебных приставов
Уроком для всех должностных лиц имеет все основания стать дело Людмилы Крикун из Краснодарского края. Она обратилась в суд из-за бездействия судебных приставов, которые почти десять лет не могли взыскать долг по договору займа. Несмотря на аресты имущества должника, практических результатов не было, а контроль со стороны руководства службы отсутствовал, рассказывают в Верховном суде России.
Разве так можно? В былые годы на этот вопрос, как правило, звучал ответ, мол, иначе никак. Но теперь такие ответы уже не принимаются.
Напомним, новый председатель Верховного суда России Игорь Краснов, выступая в Совете Федерации, особо подчеркнул, что будет нацелен на укрепление защиты прав граждан. "Конечная цель права - это справедливость в рамках закона. И, безусловно, наши граждане должны находить справедливость именно в суде", - заявил он.
Теперь мы видим на конкретных примерах, как реализуются его слова. Суд первой инстанции обязал возместить истице более миллиона рублей убытков, признав бездействие приставов причиной невозможности исполнения решения. Однако апелляционная и кассационная инстанции с этим не согласились.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России отменила определения нижестоящих судов, указав, что они проигнорировали ранее установленные факты незаконного бездействия приставов, и восстановила решение первой инстанции.
"Кроме того, Верховный суд России вынес частное определение в адрес ГУ ФССП по Краснодарскому краю, обратив внимание на грубые нарушения при ведении исполнительного производства, - рассказывают в пресс-службе Верховного суда России. - В пользу Людмилы Крикун с одного из бывших приставов уже взыскано 50 тысяч рублей. В службе назначена проверка для определения полного ущерба казне и предъявления регрессных требований к другим виновным".
Иными словами, приставы, непосредственно допустившие волокиту, заплатят из своего кармана. В том числе возместят казне расходы (так как основная компенсация должна быть выплачена женщине из казны, ждать ей не придется).
Еще один пример социально значимых правовых позиций: Верховный суд России взыскал 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда за несчастный случай на производстве. Заплатить должен работодатель, по вине которого погиб сотрудник. Деньги получат жена и трое детей погибшего человека. Изначально нижестоящие суды назначали компенсацию в 1,1 миллиона рублей. Но Верховный суд России указал, что суды подошли к делу формально и не учли тяжесть последствий для семьи погибшего. Сумма компенсации была повышена.
Кстати, накануне председатель Верховного суда России Игорь Краснов встретился с главным омбудсменом Турецкой Республики Мехметом Акарджой. На встрече еще раз было подтверждено, что защита прав граждан для нас - это принципиальный курс.
В ходе встречи стороны обсудили вопросы защиты прав и законных интересов граждан, взаимодействия уполномоченных органов с судами и укрепления доверия общества к правосудию.
"Опыт Турции в этой сфере полезен для российской судебной системы, поскольку позволяет сопоставить национальные подходы и выявить наиболее эффективные практики для повышения качества правосудия", - отметил Игорь Краснов.
Российско-турецкое сотрудничество в правовой области соответствует общему межгосударственному курсу на активизацию политического диалога и экономического партнерства. Игорь Краснов напомнил, что динамичное развитие двусторонних отношений определяют президенты России и Турции Владимир Владимирович Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, а стремление укрепить многоплановое и взаимовыгодное сотрудничество было подтверждено в ходе сентябрьской встречи лидеров государств на полях саммита ШОС в Тяньцзине.
Правительство России установило новый профессиональный праздник: День работника суда. Он будет ежегодно отмечаться 5 ноября.
Инициатива установить такую праздничную дату была поддержана главой государства, к которому обратился председатель Верховного суда Игорь Краснов.
Празднование приурочено к дате издания указа императора Всероссийского Петра I "О форме суда". Этот указ увидел свет в 1723 году. Документ установил порядок рассмотрения дел судами и определил, что гражданские дела и большая часть уголовных дел рассматриваются при непосредственном участии обеих сторон.
Российская газета - Федеральный выпуск: №243(9782)
Фото: Аркадий Колыбалов


