По мнению Минтруда, работодатели, потакающие теневой занятости, лишают работников социальных гарантий и ответственности за их безопасность. Также периоды работы без оформления не учитываются в пенсионном стаже. Эксплуатирующие теневую занятость работодатели тем самым уклоняются от уплаты налогов и страховых взносов, что снижает поступления в бюджет и подрывает социальную систему. В связи с этим правительство утвердило новый план борьбы с порочным явлением. Между тем эксперты считают, что многие граждане зачастую сами выбирают себе «серую» работу, чтобы скрыть доходы, уйти от алиментов или долгов. «Известия» разбирались в том, каковы масштабы и причины роста нелегальной занятости в России и какие в реальности существуют трудности в ее преодолении.
Правительство РФ утвердило план мероприятий по противодействию нелегальной занятости на 2025–2027 годы. Документ подразумевает 18 мер, которые направлены на выявление, пресечение и профилактику неформального труда, сообщила «Известиям» помощник министра труда и социальной защиты России Ирина Саттарова.
Замминистра труда и социальной защиты Дмитрий Платыгин пояснил, что основная цель плана — социальная защищенность граждан. «Отказ от оформления трудовых отношений ведет к утрате социальных гарантий, включая отпуск, больничные листы и пенсионный стаж, выплаты в связи с рождением ребенка и уходом за ним», — отметил он.
Одна из важнейших задач — предупредить ситуации, когда гражданин по тем или иным причинам вынужден соглашаться на работу без надлежащего оформления, отмечают в министерстве. Для этого специалисты проанализируют практики по недопущению подмены трудовых отношений гражданско-правовыми (оформление по ГПХ), лучшие региональные решения будут тиражироваться.
В планах властей — поквартальный мониторинг и усиление межведомственного взаимодействия. За реализацию отвечает Минтруд, контроль за исполнением возложен на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и региональные власти.
В Роструде «Известиям» пояснили, что в каждом регионе сейчас действуют межведомственные комиссии, включающие инспекторов труда, налоговых и муниципальных представителей. Они выявляют работодателей, уклоняющихся от оформления сотрудников, и проводят разъяснительную работу. Кроме того, активно используются профилактические визиты и кампании по информированию граждан и работодателей о трудовых правах и последствиях нарушений.
По данным Роструда, за 2022–2024 годы удалось легализовать свыше 2,2 млн трудовых отношений, а только в 2024 году — более 810 тыс. В I квартале 2025 года — уже 150 тыс. Новый план предполагает, что к этой работе подключатся и социальные службы, а также кадровые подразделения на местах.
Несмотря на заявленные цели, некоторые эксперты и законодатели высказывают сомнения в эффективности предложенного плана. Депутат Госдумы, экс-министр труда Оксана Дмитриева считает документ недостаточно конкретным: «В нем нет стимулов для работодателей, кроме создания реестра нарушителей. Основной акцент — на мониторинг и анализ». Она также поставила под сомнение необходимость жесткой борьбы с договорами ГПХ, поскольку «с них уплачиваются НДФЛ и взносы, за исключением соцстраха».
С противоположной позицией выступила сенатор и эксперт Агентства стратегических инициатив Ольга Епифанова. Она считает, что новые правила — «серьезный шаг к легализации отношений, замаскированных под ГПХ». При этом она подчеркнула, что эффективность нововведений будет зависеть от практики их применения, ресурсов Роструда и способности бизнеса перестроиться. Епифанова напомнила, что с 1 сентября 2025 года инспекторы труда получат право подавать на работодателей в суд при выявлении подмены трудовых договоров ГПХ.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ, экс-замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов обозначил еще одну сторону проблемы — экономические мотивы работодателей: «Часто перевод на ГПХ или оформление как самозанятых — это способ сократить расходы на налоги и взносы. Но это лишает работников прав и подрывает региональные бюджеты».
По его оценке, сегодня в РФ до миллиона человек может быть вовлечено в такие схемы.
При этом Сафонов отметил, что «черная» занятость, когда никаких договоров не оформляется вообще, — проблема еще более сложная, поскольку ее труднее фиксировать. Здесь, по его мнению, должна активнее подключаться Федеральная налоговая служба, отслеживая движения наличных средств и незарегистрированную деятельность.
Справка «Известий»Оценки масштабов теневой занятости в России в 2024 году варьируются примерно от 6,5 млн (Минтруд) до почти 16 млн человек (Росстат), что связано с разными методологиями подсчета и критериями определения теневой занятости. Минтруд ориентируется на лиц с доходами без официального подтверждения, а Росстат учитывает более широкий спектр неформально занятых, включая самозанятых и сотрудников ИП без регистрации юрлица.
Не все участники рынка труда готовы обсуждать тему открыто. Некоторые кадровые агентства, как выяснилось, избегают комментариев. «Публичные заявления по этой теме могут быть восприняты как оправдание собственных схем или их признание», — пояснили «Известиям» опрошенные участники рынка занятости. Это лишь подчеркивает в том числе отсутствие единых стандартов оценки «нелегальности» тех или иных форм занятости.
Доцент базовой кафедры ТПП РФ РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец обращает внимание на то, что проблема нелегальной занятости — это не только ответственность работодателей: «Многие граждане сами выбирают «серую» работу, чтобы скрыть доходы, уйти от алиментов или долгов». В то же время неформальная занятость — часто вынужденная мера для тех, кто не может найти официальную работу, особенно в регионах, признает она.
Государству стоит рассмотреть возможность увеличения ответственности не только для работодателей, но и для работников, которые осознанно уклоняются от уплаты налогов, уверена Иванова-Швец. «Только если на рынке труда исчезнет спрос на неофициальную занятость, работодатели будут вынуждены выйти из тени», — отмечает эксперт.
Большинство мер в новом плане собеседница издания называет разъяснительными и мониторинговыми. Но именно такое постепенное и комплексное воздействие способно изменить ситуацию, убеждена она: «Всё должно работать в связке — и наказания, и обучение, и поддержка».
Член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова подчеркивает: меры по борьбе с подменой трудовых договоров включают как проверки и штрафы, так и разработку системных решений — планов и нормативных актов. Она считает важным внедрение общедоступного реестра работодателей-нарушителей (с 1 января 2025 года), а также необходимость разъяснительной работы с населением.
— Низкая правовая культура, сложность трудоустройства и гибкость теневых схем — главные причины, по которым граждане идут на неофициальную работу, — уверена она.
Повышение уровня правового сознания работников может сыграть ключевую роль. «Чем больше граждан будут знать свои права и защищать их, тем меньше работодателей смогут злоупотреблять ситуацией», — заключает Рамзенкова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко