Ц Ц А А А


Приемная

Здесь вы можете оставить свой вопрос. Ваше письмо будет направлено Уполномоченному по правам человека в Томской области.

Вы можете дать согласие опубликовать ваш вопрос на нашем сайте. Без вашего согласия ваш вопрос на сайте опубликован не будет.

Прежде чем отправить свое сообщение ознакомьтесь с материалами раздела часто задаваемые вопросы.
Возможно, в этом разделе уже размещена интересующая Вас информация.

Инструкция по заполнению формы

* — Поля, обязательные для заполнения

Введите индекс и адрес фактического проживания

— Введите цифры с картинки
Отправить сообщение

Ответы на обращения

Анатолий 11 декабря, 09:40
Елена Геннадьевна, мою хорошую знакомую незаслуженно уволили с работы.
Она хотела бы восстановиться на работе, но не знает, куда для этого надо обращаться. Вы не могли бы ей помочь.
С уважением к Вам, Анатолий.
Уполномоченный по правам человека Уважаемый Анатолий, по результатам рассмотрения Вашего обращения о незаконном увольнении разъясняю Вам положения трудового законодательства, регламентирующие правоотношения в данной сфере.
Увольнение оформляется соответствующим приказом и внесением записи в трудовую книжку. После того, как работник был ознакомлен с приказом об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, он в течение одного месяца может предпринимать меры по защите своих нарушенных прав.
Так, в целях защиты своих прав работник может обратиться в профсоюз, государственную инспекцию труда, прокуратуру и (или) в суд.

Профсоюз при незаконном увольнении может оказать помощь, поскольку он полномочен, в частности, обращаться в суд в защиту трудовых прав работников (это закреплено в п. 1 ст. 11, ст. 23 Закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Государственная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере труда. На основании обращения (жалобы) о незаконном увольнении, инспекция может провести внеплановую проверку работодателя и, при установлении факта нарушения, выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (например, о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула), а также возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к административной ответственности (ч. 1 ст. 353, ст. 356, ст. 360 Трудового кодекса РФ; ч. 1, 2 ст. 5.27, ст. 23.12, ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Кроме того, с заявлением (жалобой) о нарушении трудового законодательства можно обратиться в прокуратуру. По результатам проверки изложенной в нем информации прокурор вправе внести представление об устранении выявленных нарушений, возбудить производство об административном правонарушении, принять меры в целях уголовного преследования виновных лиц.
Подача жалобы в указанные государственные органы не препятствует обращению работника за защитой своих прав в суд. При этом, если государственная инспекция труда или прокуратура по его жалобе выявила нарушение работодателем трудового законодательства, привлекла виновных лиц к ответственности, доказать незаконность увольнения в суде будет проще. Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав уволенного работника. Также прокурор вправе вступить в судебный процесс и дать заключение по делам о восстановлении на работе (ч. 1, 3 ст. 45 ГПК РФ).

Иск о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе подается по общему правилу в районный суд по месту нахождения организации.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты госпошлины и судебных расходов (ст. 393 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ иск должен быть подан в течение месяца со дня вручения копии приказа либо со дня вручения трудовой книжки. Если срок пропущен по уважительным причинам, то он может быть восстановлен судом. Обращение с жалобой в инспекцию труда и ожидание ответа, обычно не рассматривается в качестве уважительной причины пропуска срока для общения в суд.

В случае признания увольнения незаконным, работник подлежит восстановлению на прежней работе. При этом решение суда о восстановлении на работе должно быть исполнено немедленно.
Если продолжать работу у данного работодателя работник не намерен, возможно изменение формулировки основания увольнения, например в случае судебного спора – на увольнение по собственному желанию. Одновременно изменяется и дата увольнения – на дату вынесения соответствующего судебного решения или дату, предшествующую дню начала работы у нового работодателя.
За незаконное увольнение работника работодатель несет материальную и административную ответственность, в отдельных случаях предусмотрена уголовная ответственность.

Материальную ответственность работодатель несет в виде возмещения работнику среднего заработка за время вынужденного прогула (в том числе при задержке исполнения решения о восстановлении работника на работе).
Также суд может вынести решение о взыскании с работодателя денежной компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных либо физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Нравственные или физические страдания могут быть подтверждены заключением врачей об ухудшении здоровья, медицинской картой работника и другими доказательствами.
Кроме того работник имеет право на компенсацию судебных расходов.
Основными расходами, обычно, выступают расходы на оплату услуг юристов, представляющих интересы работника в суде. Эти расходы также подлежат взысканию с работодателя при удовлетворении иска.
Административную ответственность работодатель несет в виде штрафа за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Уголовную – за необоснованное увольнение беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. По этим мотивам виновные физические лица (например, руководитель организации) могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде штрафа либо обязательных работ (ст. 145 Уголовного кодекса РФ).
Отдельно обращаю Ваше внимание на то, что органы государственной власти вправе действовать в интересах гражданина только в случае его самостоятельного обращения в орган государственной власти или обращения уполномоченного им лица (по доверенности на представление интересов в органах власти).
Николай Семенович 29 августа, 13:43
У меня имеется задолженность по исполнительным производствам. Я получаю пенсию и ежемесячную денежную выплату по инвалидности. Пристав-исполнитель удерживает половину моего дохода. Оставшихся денег не всегда хватает на приобретение необходимых лекарств, оплату жилищно-коммунальных услуг и продуктов питания. Работать я не могу по состоянию здоровья. Подскажите, правомерны ли действия пристава и можно ли снизить размер удержаний?
Уполномоченный по правам человека Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрен только максимальный размер удержания, но судебный пристав-исполнитель вправе установить такой размер удержания, который учитывал бы Ваше материальное положение.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является единственным источником существования, то надо обеспечивать баланс интересов кредитора и должника-гражданина. Приставу необходимо соблюдать два конституционных принципа: исполнять судебное решение и установить пределы возможного взыскания, чтобы сохранить должнику необходимый уровень существования и не оставить его за пределами социальной жизни.
Если Ваши заявления о снижении процента удержания в адрес сотрудников Федеральной службы судебных приставов результатов не дадут, необходимо подавать заявление в суд. Как показывает практика работы Уполномоченного по правам человека в Томской области, обращение в суд является наиболее эффективным средством защиты при нарушении прав должников.
В мае 2018 года важное разъяснение сделала Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ, когда защитила права инвалида (Кассационное определение ВС РФ от 16 мая 2018 г. № 16-КГ18-10).
При пересмотре судебных актов нижестоящих судов Верховный суд РФ указал на то, что при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства: законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Судебный пристав-исполнитель обязан проверить материальное положение должника.
Более того, ежемесячная денежная выплата по категориям инвалидности установлена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России.
Денежные выплаты, предусмотренные статьей 28.1 указанного Федерального закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве», включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

Информация для сведения:

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение.
Василий Михайлович 27 июня, 16:13
Здравствуйте! Я работаю на предприятии, условия труда у нас не самые легкие, всегда была доплата за вредные условия труда и дополнительные дни к отпуску. Пару месяцев назад зарплата у меня и еще некоторых работников уменьшилась. Стали разбираться, и оказалось, что у нас была проведена специальная оценка условий труда, которая выявила, что трудимся мы в нормальных условиях. Оказывается, нам теперь не положено никаких льгот: ни дополнительных выплат, ни дней к отпуску. О проведении этой спецоценки мы, работники, не знали, никаких документов не подписывали.
Это правильно – делать спецоценку без учета мнения работников, да еще и результаты нам не показывать? Куда жаловаться, чтобы вернули нам льготы «за вредность»? Заранее спасибо.
Уполномоченный по правам человека Уважаемый Василий Михайлович!
Порядок проведения специальной оценки условий труда, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда устанавливаются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».
Ст. 5 названного Федерального закона предоставляет работнику право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Ознакомить работников с указанными результатами нужно под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, междувахтового отдыха в этот срок не включаются.
Как уточнил Минтруд России, работники должны быть ознакомлены под подпись с картой специальной оценки условий труда на их рабочих местах.
Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Работники вправе обжаловать результаты специальной оценки условий труда, с которыми они не согласны.
Так, работники могут обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации (Департамент труда и занятости населения Томской области, адрес: 634041, г.Томск, ул.Киевская, 76, тел.: +7(3822) 46-98-08) для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в Томской области (адрес: 634041, гор. Томск, ул. Киевская, 76, телефон горячей линии: (3822) 90-48-55).
Кроме того, работники вправе обжаловать результаты специальной оценки условий труда в судебном порядке.
1 2 3 4 5 6 ... 35 36 37