За девять месяцев 2024 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Томской области поступило 2171 обращение, из них 1334 – письменные (за аналогичный период 2023 года – 2063 обращения, из них 1282 – письменные).
На личном приеме у Уполномоченного по правам человека Е. Карташовой в период с января по сентябрь т. г. побывали 349 жителей Томска и области, у сотрудников аппарата Уполномоченного - 488.
Большинство обращений приходится на город Томск - 1459 обращений от людей, живущих или, в силу обстоятельств, длительное время находящихся в областном центре (67% от общего количества обращений).
Чуть больше 25 % жалоб касались вопросов защиты социальных прав. В социальном блоке лидируют обращения о содействии в защите жилищных, пенсионных прав, права на доступную и качественную медицинскую помощь, права на социальную помощь и поддержку.
В жилищной сфере для жителей Томска и сельских поселений продолжает оставаться весьма чувствительной тема ремонта и расселения ветхого и аварийного жилья. Как и прежде, на протяжении нескольких лет не исчезают из почты Уполномоченного обращения по вопросам обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот.
По поводу содействия в решении ряда вопросов, так или иначе связанных со специальной военной операцией, за 9 месяцев 2024 года поступило 380 обращений (от самих военнослужащих и (или) их родственников). В обращениях есть просьбы о содействии в розыске военнослужащего, в возвращении из украинского плена, в получении необходимых документов, в оказании социальной поддержки семьям участников СВО, и др.
От людей, находящихся в учреждениях, подведомственных Управлению ФСИН России по Томской области, за 9 месяцев поступило 625 обращений (в прошлом году - 736). От иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специализированное учреждение для выдворения или депортации - 9 обращений.
Обращения к Уполномоченному из мест изоляции, в основном, касались несогласия с действиями и решениями следователей; с вынесенными судом приговорами и решениями; а также вопросов реализации права на доступную и качественную медицинскую помощь, на обеспечение надлежащих условий содержания в местах изоляции.
Все обращения, поступившие к региональному омбудсмену, рассматриваются в установленные сроки и в соответствии с компетенцией Уполномоченного по правам человека, определенной действующим законодательством.
Более подробный анализ обращений, поступающих к омбудсмену, с конкретными примерами правозащитного реагирования, будет приведен в ежегодном докладе о деятельности государственного правозащитного института.