Ц Ц А А А


Статистика обращений за 12 месяцев 2019 года

Аналитический материал, полученный по итогам работы с обращениями, поступающими к Уполномоченному по правам человека в Томской области, является одним из основных источников получения информации о состоянии защищенности прав человека в регионе.

За 12 месяцев 2019 года к Уполномоченному поступило в общей сложности 2531  письменное и устное обращение.  Из указанного количества обращений 1480 – письменные и  1051 – устное (за аналогичный период 2018 года поступило 2131 обращение, из них – 1317 письменные). Таким образом, по итогам 2019 г. рост числа поступивших обращений составил 19 %.

Помимо этого, 120 обращений было рассмотрено общественными помощниками Уполномоченного.

 

Общее количество обращений за 2019 год
2651 обращение

 

 

Для сравнения: в 2019 году к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае поступило  2004 обращение, в Иркутской области – 2194, в Новосибирской области – 2415.

В 2019 на личном приеме у Е. Карташовой побывало 346 граждан, еще 705 получили консультации и правовую помощь на приеме у сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека.

За 12 месяцев прошлого года за помощью к Уполномоченному  обратилось 1544 мужчин и 938 женщин. Более 61% (947) мужчин обратились к Уполномоченному, находясь в местах принудительного содержания (ИВС, центр временного содержания иностранных граждан, учреждения уголовно-исполнительной системы). В 2019 году к Уполномоченному также поступило 38 коллективных обращений, 8 -  от некоммерческих организаций. Авторы еще трех обращений пожелали остаться неизвестным.

Анализ статистических данных о работе с обращениями, применительно к категориям заявителей (исходя из той информации, которую люди сочли возможным сообщить о себе), показал следующее.

Доля обращений от граждан из социально-уязвимых категорий населения, составила 30 % (741) от общего числа обратившихся.

 Этот показатель представлен обращениями пенсионеров, людей с инвалидностью, лиц из числа детей-сирот, многодетных семей, малоимущих граждан, граждан без определенного места жительства и  др.    

Из общего количества письменных обращений (1480)  244 обращений поступило на электронную почту или оставлены в он-лайн приемной на официальном сайте, 241 обращение принято на личном приеме Уполномоченного, остальные  поступили по почте  или доставлены лично (967). 28 заявлений принято «в работу» в результате обращения граждан по телефону.

Анализ территориального распределения обращений граждан  показывает, что  традиционно подавляющее число обращений приходится на город Томск   - 1938  обращений. 

Среди иных муниципальных образований по количеству поступивших обращений - Асиновский район (102), далее, по убывающей, Томский район (94), Колпашевский район (79), ЗАТО Северск (72) и др.

За 12 месяцев  прошлого года  в аппарат Уполномоченного поступило 38 обращений из других субъектов Российской Федерации. Еще одно обращение поступило из Республики Узбекистан.

 

Структура  обращений по группам прав  за 12 месяцев 2019 года  выглядит следующим образом:

 

Наименование права

Кол-во

%

1.

Личные (гражданские) права и свободы права на жизнь, достоинство, неприкосновенность, на
гражданство, свободное перемещение, определение своей национальной
принадлежности, свободы вероисповедания, свободы мысли и слова, права
на информацию и др.

75

3,0

2.

Социальные права

903

35,7

 

- право на жилище

407

 

 

- право на социальное обеспечение

262

 

 

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь

183

 

 

- право на благоприятную окружающую среду

28

 

 

- право на охрану семьи, защита материнства, детства

23

 

3.

Культурные права право на пользование родным языком, на образование, свободу творчества, преподавания, участия в культурной жизни
и др.);

7

0,3

4.

Экономические права

154

6,0

 

- право на труд

80

 

 

- банковские кредиты, вклады, права потребителей, право на частную собственность (землю), право на
занятие предпринимательской деятельностью

74

 

5.

Гарантии прав и свободы человека и гражданина гарантии прав человека в конституционном, гражданском,
административном и уголовном судопроизводстве, в деятельности
правоохранительных и иных органов, в местах принудительного содержания, в том числе на бесплатную юридическую помощь

997

39,4

6.

Политические права (избирательные права, права на доступ к
государственной службе и осуществление местного самоуправления, на
участие в отправлении правосудия, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на обращение в органы власти и др.

2

0,1

7.

Иное: предложения о совершенствовании законодательства, запрос информации,  просьба о переводе в другую колонию, просьба помочь установить место нахождения осужденного, благодарности и др.)

393

15,5

 

Всего:

2531

100

 

В 2019 году наибольший удельный вес имели обращения, связанные с правом на государственную защиту и бесплатную юридическую помощь. Их количество по сравнению с 2018 годом увеличилось  с 724 до  997  и составило  чуть больше 39 %.  Подавляющее большинство таких обращений поступает из мест принудительного содержания: в них затрагиваются  условия пребывания в СИЗО и ИВС; вопросы применения дисциплинарных взысканий в местах принудительного содержания; необъективное, по мнению заявителей, расследование уголовных дел и т.д.

Второе место занимают обращения, относящиеся к социальным правам.  В разрезе социальных прав тенденции распределения обращений по видам нарушенных прав сохраняются на протяжении последних лет.

Жителей области волнуют, прежде всего, вопросы, связанные с правом на жилище, а также с предоставлением коммунальных услуг (45%). Их количество в 2019 году  увеличилось по сравнению с 2018 годом  с 276 до 407 обращений.

375 обращений содержали информацию о нарушениях в сфере социального обеспечения и в сфере здравоохранения. Этот показатель также возрос по сравнению с 2018 годом с 375 до 445.

В тройке лидирующих тем – обращения, в которых затрагиваются самые разнообразные вопросы - просьбы о перенаправлении обращений в другие инстанции, о помощи в розыске людей, об оказании правовой поддержки  общественной организации, просьбы о личной встрече в стенах исправительного учреждения, всякого рода информация, направленная для сведения Уполномоченного, благодарности  и т.д.

В 38 коллективных обращениях затрагивались вопросы, связанные с переселением из аварийного жилья, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным обслуживанием и др.

Некоммерческие организации обращались с самыми разнообразными вопросами – от проблем с перевозкой пациентов, страдающих хронической  почечной недостаточностью, к месту оказания им соответствующей медуслуги, до просьбы оказать содействие в получении денежных средств.

Несколько увеличилось по сравнению с  2018 годом количество письменных обращений, так или иначе касающихся деятельности территориальных подразделений федеральных органов  власти, - с 20 % до 22,5% (568).

Это жалобы по вопросам исполнения уголовных наказаний, а также жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов, в основном по вопросам возбуждения и расследования уголовных дел.

Большинство обращений этой категории связано с деятельностью УФСИН России по Томской области и его учреждений (310).

115 обращений содержали жалобы на действия территориальных органов УМВД России по Томской области. В 38  обращениях обжаловались действия сотрудников УФССП по Томской области. Далее, по убывающей, жалобы на: Следственное управление Следственного комитета России по Томской области – 10, органы прокуратуры – 7. 

39 обращений имели отношение к деятельности территориального отделения Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, адвокатов, нотариусов,  и т.д.

Около 2%  заявителей выразили несогласие с  вынесенными судебными актами.

 Около 7 % поступивших обращений содержали информацию о том, что права заявителей нарушены действиями представителей органов исполнительной власти и местного самоуправления Томской области. Подавляющее большинство жалоб на действия органов  местного самоуправления касаются жилищных прав граждан – предоставление жилья лицам из числа детей-сирот, переселение из аварийного жилья и др.

Остальные заявители жаловались на учреждения здравоохранения,  социального обеспечения, на управляющие компании, различные организации, с которыми у граждан возникали трудовые, гражданские правоотношения и т.д.

Общественными помощниками Уполномоченного рассмотрено в общей сложности 120 обращений жителей Томской области.  Так же, как и в прошлом году, большая часть обращений, рассмотренных общественными помощниками,  содержала жалобы на нарушение прав в сфере жилищного законодательства и ЖКХ.

Работа по обращениям граждан проводится общественными помощниками в тесном взаимодействии со специалистами аппарата  Уполномоченного.

В рамках работы над обращениями и в целях содействия восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в 2019 году в адрес правоохранительных и иных территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти Томской области, местного самоуправления было направлено около 800 запросов и просьб о проведении проверочных мероприятий. 136 обращений направлено в различные органы государственной власти  для рассмотрения по подведомственности.

В большинстве случаев Уполномоченный встречал понимание и заинтересованность в решении проблем, возникающих в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако иногда «отписки» поступали и в аппарат Уполномоченного, после чего приходилось обращаться за поддержкой в органы прокуратуры.

Всем, кто обращался в  устной форме (как правило, на личных приемах) была предоставлена юридическая консультация, разъяснены права и способы их защиты, в необходимых случаях оказана помощь в подготовке письменных заявлений в различные инстанции.

Так же, как и в предыдущие годы, доля письменных обращений, признанных обоснованными или частично обоснованными, составляет почти 11 %. Практически во всех случаях, относящихся к компетенции регионального Уполномоченного, обратившимся было оказано содействие в восстановлении нарушенного права. В ряде случаев помочь не удавалось по независящим от Уполномоченного причинам (например, заявитель выехал за пределы страны  и др.).

По всем обращениям принимались решения в соответствии и пределах компетенции, установленной Законом Томской области от 9 августа 2005 года № 118-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Томской области».

Благодаря  вмешательству Уполномоченного, в 2019 году томичи и жители области добивались улучшения жилищных условий, в том числе было оказано содействие в решении вопроса о признании жилья аварийным, восстановлены жилищные права  нескольких лиц из числа детей-сирот.

При содействии Уполномоченного заявители получали необходимую медицинскую помощь, а также добивались изменения группы инвалидности и получения необходимых технических средств реабилитации.

По просьбе Уполномоченного в минувшем году руководители правоохранительных органов после соответствующих проверок отменяли ряд необоснованных процессуальных решений, принятых подчиненными сотрудниками. Также при поддержке омбудсмена жители региона получали материальную помощь в связи с тяжелой жизненной ситуацией, добивались положенных по закону социальных выплат и компенсаций, выплаты задолженности по трудовому договору. При получении бесплатной юридической помощи в аппарате Уполномоченного, томичи избежали затрат на юридические консультации в общей сумме около 1,5 млн рублей.

Подробная информация с  примерами, когда с помощью Уполномоченного заявители смогли добиться восстановления нарушенных прав, будет приведена в ежегодном докладе о работе за 2019 год.

 

30 января 2020

Разделы: Новости