Жилищные права граждан из числа детей-сирот – кто виноват и что делать?

На сегодняшний день для многих граждан из числа детей-сирот имеется серьезная проблема ожидания момента фактического предоставления жилья, которым они должны быть обеспечены в соответствии с нормами действующего законодательства.

Причиной этого являются не только ограниченные возможности бюджета, но и сложный, чрезмерно формализованный механизм приобретения жилья за счет бюджетных средств.

Как известно, приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот осуществляется   посредством проведения конкурсных процедур. Это сделано с  целью минимизировать затраты бюджета при  заключении сделки,  и избежать коррупционных схем в ходе приобретения такого жилья.

 Однако этот механизм на практике иногда имеет негативный эффект – его использование может сильно  увеличить срок ожидания жилья, так как не все организации готовы участвовать в подобных, чаще всего, экономически невыгодных для них, процедурах. Также многие продавцы жилья испытывают технические сложности с использованием электронных площадок, посредством которых проводятся процедуры закупок

Наглядными доказательствами затянувшегося существования этой проблемы являются примеры из практики работы Уполномоченного по правам человека, статистика обращений граждан из числа сирот в органы власти и местного самоуправления, а также материалы средств массовой информации.

Далеко не все застройщики в регионе готовы строить жилье в соответствии с нормами, которые полагаются нашим сиротам. Эти нормы составляют, в лучшем случае, 33 кв. метра на одиноко проживающего человека из числа детей-сирот.

Вместе с тем, есть ситуации, когда приобретение жилья за счет бюджетных средств осуществляется исходя из социальной нормы предоставления, установленной соответствующим органом местного самоуправления, и которая существенно меньше 33 кв. м.

Дело в том, что в случае обеспечения жильем детей-сирот, дождавшихся своей очереди «по списку», приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с областным Законом от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». В соответствии с этим нормативным актом социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина принимается, исходя из расчета размера субвенции, в размере 33 кв. метров.

А вот если сирота захотел побыстрее решить свой жилищный вопрос и  обратился  в суд, да еще и получил положительное судебное решение, приобретение жилья будет идти за счет средств иных межбюджетных трансфертов в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 26.04.2012 № 163а.

И  тогда   гарантий на обеспечение жильем свыше минимально установленной в рамках соответствующего муниципального образования нормы предоставления жилья (например, в городе Томске это 17 кв. метров) никто не дает.

В регионе насчитывается уже немало граждан, которые «почувствовали разницу»  между 33 кв. метрами  и 17 кв. метрами, и горько сожалеют о том, что решили судиться. Внятно объяснить людям, почему так несправедливо поступают с теми, кто избрал законный способ защиты своих прав, никто не может.

Сложившийся подход, к решению данной проблемы, в том числе, в части регионального нормотворчеста, нуждается в обсуждении и рассмотрении предложений по его пересмотру, так как порождает неравенство среди одной и той же категории граждан.    Информация об этой и других проблемах граждан из числа детей-сирот отражена в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Томской области за 2014 год.

07 апреля 2015

Разделы: Мнение