Ц Ц А А А


Новый законопроект объединил около 30 мер борьбы с мошенниками

Правительство внесло в Госдуму законопроект по противодействию телефонному и интернет-мошенничеству. Документ опубликован в базе нижней палаты парламента. Предложенный комплекс мер призван поставить заслон на пути вала различных мошеннических схем. Однако, отмечают эксперты, эти меры не будут достаточными без повышения цифровой грамотности людей.

По данным Роскомнадзора, в 2024 году зафиксировано 135 утечек баз данных, всего же утекло более 710 млн записей о россиянах. При этом за весь 2023 год в интернет попало около 300 млн записей и было зафиксировано 168 фактов утечки. "Таким образом, проблема защиты персональных данных на сегодняшний день представляется крайне актуальной, а также требует непрерывной выработки и совершенствования механизмов ее решения со стороны государства", - отмечается в тексте пояснительной записки.

Сайты объявлений обяжут ввести для продавцов авторизацию через Госуслуги

Кроме того, и это уже данные Генпрокуратуры, пятую часть преступлений в этой сфере составляют кражи с банковского счета. Это звонки от имени сотрудника банка и правоохранительных органов, объявления в интернете о купле-продаже товаров, оформление микрозаймов онлайн, в соцсети или мессенджере с последующим займом у близких лиц или распространение ссылок на фишинговые сайты.

Законопроект объединяет около 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических действий.

"Суть всех мошеннических схем сводится к одному - завоеванию доверия человека. Для этого злоумышленники используют различные уловки и манипуляции. Наши меры направлены на то, чтобы помочь людям избежать таких уловок. Мы подходим к проблеме комплексно и даем гражданам широкий набор инструментов для самозащиты в интернете. Они просты, но эффективны, многие доступны через портал госуслуг. В результате комплекс мер направлен на то, чтобы сформировать безопасную цифровую среду", - отмечает вице-премьер - глава аппарата правительства России Дмитрий Григоренко.

Одна из ключевых мер законопроекта - запрет на использование зарубежных мессенджеров для сотрудников госорганов, банков, операторов связи и цифровых платформ при общении с клиентами. Как отмечают собеседники "Российской газеты", эта мера в первую очередь должна сформировать четкое понимание у граждан принципиальной невозможности официальной коммуникации такого типа. "Если в мессенджер пишет некто, представляющийся сотрудником банка или мессенджера, то это на 100% мошенник", - отмечает эксперт по кибербезопасности.

 

В рамках законопроекта вводится обязательная маркировка звонков от организаций и вызовов с международных номеров. На экране телефона человека будет отображаться информация о том, кто именно звонит - банк или сотовый оператор. Кроме того, граждане смогут самостоятельно устанавливать запрет на международные звонки, что снизит риски мошенничества, так как злоумышленники часто используют иностранные номера, и блокировать телефонные спам-обзвоны и СМС-рассылки.

Еще одна мера вводит возможность идентификации пользователей по биометрии при выполнении финансовых операций, например, при оформлении микрозаймов или получении выписок из бюро кредитных историй.

Затронет новое регулирование и сервисы объявлений. Владельцы ресурсов, суточная посещаемость которых составляет более 200 тыс. российских пользователей, будут обязаны проводить идентификацию всех размещающих объявления лиц с помощью Госуслуг, а при превышении 300 тыс. пользователей - предоставлять возможность дополнительной аутентификации через Единую биометрическую систему.

Часть мер призвана убрать уязвимости, возникающие при использовании социнженерии. Так, после запроса на изменение пароля пользователь будет получать предупреждение о возможных мошеннических действиях, а затем, через 10-15 минут, сам код подтверждения. Благодаря появлению своеобразного "периода охлаждения" у пользователей появляется возможность осознать ситуацию и принять решение. Также вводится функция удаления старого номера телефона из личного кабинета Госуслуг и банковских приложений в случае прекращения договора с оператором связи. Это позволит исключить риск, что номер при его переходе к новому владельцу попадет в руки мошенника, который сможет использовать его для доступа к личным кабинетам, в том числе для взлома аккаунтов через восстановление пароля.

Инфраструктурой для всех этих и иных мер станет система "Антифрод", которая разрабатывается при участии правоохранителей, Банка России, минцифры и других заинтересованных сторон. Одна из ее основных задач - за счет оперативного обмена информацией пресекать уже совершающиеся мошеннические действия, что называется, в моменте.

Несмотря на значительный потенциал этих инициатив, их успешная реализация будет зависеть от эффективного внедрения технических решений, отмечает депутат Госдумы Антон Немкин.

"Важно, чтобы все участники рынка были готовы к изменениям, а у граждан также была возможность легко адаптироваться к новым требованиям. При грамотной реализации данные меры способны значительно сократить масштабы мошенничества и повысить уровень цифровой безопасности в стране. Значит ли это, что сами граждане смогут расслабиться? Конечно, нет. Ведь главным оружием в борьбе с мошенниками все же остаются критическое мышление и цифровая грамотность. Развитие образовательных программ, семинаров и информационных кампаний по вопросам кибербезопасности остается важным элементом в борьбе с мошенничеством. Регулярное обновление знаний о современных методах защиты информации и распространение практических рекомендаций по безопасному поведению в Сети помогут гражданам распознавать и избегать мошеннические схемы, которые так или иначе все равно будут возникать", - отметил Немкин.

Олег Капранов

Фото:  / Сергей Куксин

Российская газета - Федеральный выпуск: №34(9573)

17 февраля 2025

Разделы: Пресса