Ц Ц А А А


ОСТОРОЖНО: НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ЮРИСТЫ! Бесплатные юридические услуги за очень большие деньги

Ирина (имя вымышленное) купила своему ребенку «умные» часы за 6 000 рублей. При использовании гаджета стало понятно, что работает он некорректно, но с возвратом как-то сразу не сложилось: продавец предлагал ремонт часов, переустановку программного обеспечения. Механизм возврата технически сложного товара Ирине был не известен, а в магазине разъяснений она не получила.

Как заведено в современном мире, женщина отправилась за информацией в интернет. При поиске ответов на интересующие ее вопросы, в том числе на официальном сайте Роспотребнадзора (как она думала), Ирина увидела всплывающее окно, в котором консультант предлагал ей изложить свою ситуацию и получить бесплатные рекомендации по восстановлению прав. Воспользовавшись предоставленной возможностью бесплатно проконсультироваться, Ирина описала свою проблему и оставила номер телефона для связи.

Ей немедленно перезвонили и пригласили на встречу с юристом, где выразили готовность оказать бесплатную юридическую помощь в рамках государственной программы.

На встрече с юристом в офисе очень активный, разговорчивый молодой человек, перемежая свою речь массой непонятных юридических терминов, убедил Ирину в том, что если правильно подойти к вопросу возврата гаджета, то можно не только вернуть потраченные 6 000 рублей, но и возместить компенсацию причиненного морального вреда и деньги, потраченные на юридическую помощь. Ведь, несмотря на то, что юридическая помощь в рамках государственной программы по некой квоте оказывается совершенно бесплатно, уплатить за нее необходимо 16 000 рублей.

Находясь под влиянием уверенного в своих словах юриста, убежденная в том, что потраченные 16 000 рублей удастся вернуть, Ирина подписала договор на оказание юридических услуг и сразу внесла всю сумму.

По договору юридическая фирма приняла на себя обязанность подготовить:

- претензию продавцу;

- жалобу в Роспотребнадзор;

- жалобу в налоговую службу;

- исковое заявление в суд.

Причем, уже через пару дней все документы были подготовлены и Ирину пригласили подписать акт выполненных работ.

Для любого грамотного юриста очевидно, что алгоритм работы в данной ситуации никак не может включить в себя обращение, например в налоговый орган. Обращение же в Роспотребнадзор и в суд правильным будет готовить только после получения ответа на претензию (или неполучения ответа на нее в установленные законом сроки).

Нет сомнений в том, что Ирину, не обладающую юридическими познаниями, банально ввели в заблуждение.

Уже на следующий день после заключения договора об оказании юридических услуг, после выхода из-под влияния велеречивого сотрудника юридической фирмы, у Ирины появились мысли о том, что нелогично отдавать 16 000 рублей для того, чтобы попробовать вернуть 6 000 рублей.

Посчитав, что 6 000 рублей она уже потеряла, испугавшись того, что может потерять еще 16 000 рублей, Ирина пошла в юридическую фирму с просьбой расторгнуть договор (по закону у нее такое право есть). Но любезный накануне молодой человек, который заключал с ней договор, отказался принять заявление о расторжении договора, более того, сказал, что «все документы по договору уже подготовлены и будут отправлены ей немедленно заказным письмом. Таким образом, фирма выполнила свои обязательства и больше ничего Ирине не должна».

Если бы эта ситуация была единичная, можно было бы предполагать, что женщине не повезло – она встретилась с неграмотным или непорядочным юристом.

Но, к сожалению, уже как минимум два года в Томске действует ряд «мошенников от юриспруденции», которые оказывают бесплатную юридическую помощь за немалые деньги.

Зачастую такие «юристы» гарантируют разрешение в пользу заявителя практически любых вопросов. Как показывает жизнь, в заблуждение вводятся люди из социально уязвимых категорий населения: люди с инвалидностью, сироты, многодетные родители, пенсионеры и др. Судя по рассказам томичей, предложение бесплатно проконсультироваться у юриста они получали, оставив свой телефон в сервисе онлайн-консультирования при поиске в интернете информации по интересующей их проблеме. Одной из заявительниц талон на посещение юридической фирмы дал специалист МФЦ, куда она обратилась по вопросу приватизации квартиры.

Непосредственно в организации людей встречали «юристы», которые гарантировали им положительный результат, даже не разобравшись в сути проблемы. Они убеждали заключить договор на оказание юридических услуг. При этом договор необходимо было заключить немедленно, в офисе фирмы, это гарантировало заявителям существенную скидку, например 19 000 рублей вместо 39 000 рублей. В случае отсутствия при себе денежных средств, обратившимся гражданам предлагалось проводить их до банкомата, отвезти домой на машине фирмы и т.д.

Необходимо отметить, что документы, подготовленные сотрудниками фирмы, имеют характерные черты. Информация о проблеме заявителей умещается в один абзац, при этом важные и юридически значимые обстоятельства могут вообще не указываться. Большую же часть обращения на 7-10 листах занимает пространное цитирование нормативных правовых актов. Иногда эти цитаты даже не имеют прямого отношения к сути вопроса, а акты, из которых они скопированы, давно утратили силу. Сама просьба об оказании содействия в таких письмах сформулирована расплывчато. Понять, какие конкретные проблемы пытаются решить граждане, из текстов обращений практически невозможно.

На совместных мероприятиях с омбудсменами из других регионов не раз поднималась проблема навязывания людям дорогостоящих некачественных юридических услуг под предлогом бесплатной консультации. Обращает на себя внимание тот факт, что юристы, работающие в этой системе, действуют по одному сценарию, документы, которые они готовят в разных регионах, имеют общие черты. Возникают мысли о некой сети юридических услуг, которая добралась и до Томской области.

В целях правового просвещения томичей и жителей области томским Уполномоченным регулярно готовятся и размещаются в средствах массовой информации, в социальных сетях пресс-релизы о том, что в Томске появились недобросовестные юристы, активно навязывающие людям дорогостоящие некачественные услуги под предлогом бесплатной консультации. В этих информационных сообщениях описывается, как можно распознать таких юристов, разъясняется, что обращаться к омбудсмену, равно как и во множество иных государственных и муниципальных органов, можно напрямую, минуя посредников, без финансовых затрат на подготовку обращений.

После того, как Уполномоченный проявил себя в качестве противоборствующей силы, сотрудники юридической фирмы перестали включать в свои договоры с гражданами такую услугу, как подготовка жалобы Уполномоченному. Это привело к тому, что многие пострадавшие от действий этой фирмы уже не попадают в поле зрения государственного правозащитника. Как самостоятельно защитить свои права многие томичи и жители области, по-прежнему, не знают. Идти к другим юристам и потерять еще десятки тысяч рублей, после того, как им «помогли» псевдоюристы, боятся.

Несмотря на проведенную просветительскую работу, в аппарат Уполномоченного продолжают поступать жалобы на таких юристов, причем уже не только от томичей, но и от жителей сельских поселений. Настораживает то, что люди передают (или отправляют почтой) подлинники и копии важных документов, а также предоставляют свои паспортные данные в распоряжение специалистов, зарекомендовавших себя не лучшим образом. Есть примеры «дистанционной» работы, когда житель одного из райцентров отправил электронной почтой копии страниц паспорта, документов о собственности на единственное жилье, даже не увидев представителя якобы юридической фирмы. Кто и как будет работать с его персональными данными, не попадут ли они в свободный доступ – неизвестно.

В своих ежегодных докладах за 2019 и 2020 г.г. Уполномоченный рекомендовала всем органам власти, которые работают с обращениями граждан, акцентировать внимание на жалобах, подпадающих под признаки, указанные в данной статье, разъяснять заявителям возможность обращаться в государственные и муниципальные органы бесплатно и без посредников,  без обоснования своих доводов обширными ссылками на нормативные правовые акты. В своих рекомендациях государственных правозащитник указала и на то, что гражданам необходимо разъяснять право пожаловаться на действия данной фирмы в органы прокуратуры, органы внутренних дел, региональное управление Роспотребнадзора или к Уполномоченному по правам человека в Томской области.

 

В данной публикации Уполномоченный вновь призывает томичей и жителей области: старайтесь тщательно выбирать консультантов по правовым вопросам для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных юристов.

Если предлагают составить жалобы в государственные органы, возможно, сначала стоит позвонить туда и записаться на прием, госслужащие должны дать Вам ответы на все вопросы входящие в компетенцию государственного органа совершенно бесплатно. Не спешите отдавать большие деньги, побывайте у нескольких юристов, сравните стоимость услуг. Возможно, Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь (вплоть до представительства интересов в суде) в соответствии с федеральным и областным законодательством. Такую помощь в ряде случаев оказывает Государственное юридическое бюро и ряд адвокатов.

Если предлагают подписать договор об оказании платных услуг, в котором на Вас возлагается обязанность сохранять конфиденциальность и говорится о том, что в случае разглашения условий договора «юрист снимает с себя всю ответственность и не возвращает полученный гонорар», не торопитесь ставить свою подпись. Грамотным специалистам нечего бояться, страх огласки чаще всего присущ недобросовестным участникам рынка юридических услуг.

Распространение данной информации в целях недопущения введения в заблуждение жителей Томской области приветствуется.

02 апреля 2021

Разделы: Новости