Юридическая помощь. Дорого. Долго. Неэффективно
В середине ноября т.г. в аппарат Уполномоченного поступило письменное обращение, выделяющееся из обычного потока корреспонденции. Ситуация, по поводу которой обращался заявитель, была описана очень поверхностно. Но при этом в письме содержалась масса разрозненных цитат из нормативных правовых актов, не имеющих прямого отношения к сути вопроса.
Сотрудник аппарата Уполномоченного связался с заявителем – им оказался томский пенсионер, ветеран труда Ч. Выяснилось, что немолодой мужчина страдает от сильных суставных болей. В связи с пандемией COVID-19 пациенту не удалось пройти обследования и получить медицинскую помощь в плановом порядке. За прошедшие месяцы его самочувствие значительно ухудшилось, боли в суставах стали практически постоянными.
В сентябре т.г. на телефон супруги Ч. поступил звонок с незнакомого номера. Звонившие сообщили, что оказывают юридические услуги бесплатно, готовы проконсультировать по любым вопросам. После очередного болевого приступа Ч. решил воспользоваться этим предложением, чтобы наконец-то решить вопрос с оказанием медпомощи в юридической плоскости.
По словам пенсионера, офис юридической фирмы на Каштаке, где он побывал, выглядит солидно и представительно. Юрист рассказал Ч., что его проблема будет урегулирована в течение примерно месяца, услуги фирмы стоят 40 тыс.руб., ветеранам труда – скидки. Таким образом, стоимость услуг для Ч. составит «всего лишь» 35 тыс.руб. Поскольку у пенсионера таких накоплений не было, ему предложили оформить банковский кредит прямо на месте. По словам Ч., юрист уверил его, что по кредиту нужно будет произвести от силы 1-2 платежа, потом услуги банка будут оплачивать … областной департамент здравоохранения и администрация. На такие условия пожилой мужчина согласился.
Расторопные сотрудники фирмы очень быстро оформили массу документов, Ч. подписывал их, особо не вникая в сложные юридические формулировки. Вместе с услугами банка стоимость «бесплатной» юридической консультации возросла почти до 47 тыс. руб. Кредитные средства были перечислены банком напрямую на счет юридической фирмы. Проще говоря, Ч. в полном объеме оплатил еще не оказанные услуги.
За эту более чем солидную сумму от имени Ч. были подготовлены несколько обращений в различные государственные органы и организации. Показательно, что ни одно из писем не было адресовано в структуры, отвечающие за организацию оказания медицинской помощи или контроль в этой сфере. Составление писем у юристов заняло более 1,5 мес.
Разобравшись в ситуации, Е. Карташова незамедлительно направила обращение в интересах пожилого мужчины начальнику Департамента здравоохранения Томской области С. Дмитриеву. Только от сотрудников аппарата Уполномоченного заявитель наконец-то узнал, куда нужно жаловаться на трудности с получением медицинской помощи. И платить за это никому не нужно.
На днях пенсионер сообщил, что получил помощь - с ним связались медработники и он уже побывал на приеме врача, было назначено лечение. Только вот денег на покупку дорогостоящих лекарств у Ч. нет – значительную часть скромной пенсии ему приходится тратить на оплату кредита... Уже понятно, что кредит пенсионеру придется гасить самостоятельно.
Как видно, решение проблемы, в связи с которой Ч. обратился к горе-юристам, действительно, не заняло много времени. Гораздо труднее теперь будет восстановить его права, как жертвы недобросовестных правоведов. Клиент юрфирмы не получил ни реальной помощи, ни грамотной юридической консультации, да еще и остался с непосильным долгом. К системе оказания бесплатной юридической помощи, действующей в регионе, горе-юристы никакого отношения, конечно, не имеют.
В аппарате регионального правозащитника имеется информация о том, что телефонные звонки с приглашениями на «бесплатные» юридические консультации регулярно поступают томичам. Одна пенсионерка, услышав такое заманчивое предложение, сразу догадалась, что имеет дело с недобросовестными людьми и сообщила, что ее дочь работает в правоохранительных органах. Звонившие немедленно прервали телефонный разговор. Честные юристы не боятся работать с клиентами, которые могут оценить качество их услуг. Каким образом в руках юристов-аферистов оказалась актуальная база телефонных номеров жителей области – остается только догадываться.
Уполномоченный по правам человека вынуждена констатировать, что в Томске по-прежнему существует практика намеренного введения граждан в заблуждение отдельными недобросовестными фирмами, оказывающими «псевдоюридические» услуги за цену, явно не соответствующую низкому качеству таких услуг. К сожалению, число таких фирм в различных частях г. Томска растет – этот бизнес явно приносит высокую прибыль.
Важно понимать, что качество юридических услуг и результат работы юриста напрямую зависят от квалификации исполнителя. На региональном рынке правовых услуг можно встретить как высококлассных специалистов, так и явных аферистов, которые пользуются юридической неграмотностью граждан.
Для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных юристов, следует тщательно выбирать консультантов по правовым вопросам. Если предлагают составить жалобы в государственные органы, возможно, стоит позвонить туда, если есть возможность- то записаться на прием, Вам должны дать ответы на все вопросы совершенно бесплатно.
Будьте бдительны! Не спешите отдавать значительные суммы денег, побывайте у нескольких юристов, сравните стоимость услуг. Тем более не стоит немедленно оформлять кредит на десятки тысяч рублей и подписывать документы о перечислении банком денег юридической фирме до начала оказания услуг.
Что говорит закон
Действующее законодательство предоставляет гражданам право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке должен указать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, и изложить суть предложения, заявления или жалобы.
В обращении желательно указать:
- какой орган власти или должностное лицо допустили нарушение прав и когда это произошло;
- какие решение или действия (бездействие) привели к нарушению прав;
- что и когда было самостоятельно сделано для восстановления и защиты прав;
- каких результатов нужно добиться.
Обязательно нужно поставить в обращении личную подпись и указать дату.
В случае необходимости подтвердить свои доводы, гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Плата за рассмотрение жалоб и заявлений в государственных и муниципальных органах не взимается!
Таким образом, подготовка обращения в государственные органы не требует от заявителя специальных юридических познаний.
Фото взято из открытых источников интернета