Ц Ц А А А


Они не всегда понимают специфику работы

В 2019 году в России может появиться новый профессиональный стандарт — «специалист в области семейного воспитания». Необходимость его появления эксперты объясняют в первую очередь начавшейся в 2015 году реформой детских домов: теперь сиротские учреждения являются не местом постоянного проживания ребенка, как раньше, а лишь временным пристанищем до устройства в семью. Несмотря на то что требования к целям и инфраструктуре детдомов изменились, уровень образования, квалификации и функционал их сотрудников так и не были определены. Разработчики нового стандарта и эксперты, участвующие в его обсуждении, надеются, что новый документ восполнит этот пробел.

В распоряжении “Ъ” оказался проект нового профстандарта «Специалист в области семейного воспитания». «Сегодня в учреждениях для детей-сирот работают специалисты с обычным педагогическим образованием или безо всякого образования,— рассказала “Ъ” член Общественной палаты РФ, президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская, которая в качестве эксперта участвует в обсуждении проекта с его разработчиком — фондом "Арифметика добра".— Они не всегда понимают специфику работы с такими детьми, не умеют решать как реабилитационные задачи, так и связанные с семейным устройством. В педагогических вузах и колледжах такому не учат, не существует программ, которые готовят людей, идущих к травмированным детям».

Напомним, с 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ №481, согласно которому условия жизни в детдомах должны максимально соответствовать семейным. В документе подчеркивалось, что дети находятся в таких учреждениях временно: главной задачей является устройство их в семьи, поэтому необходимо их адаптировать именно к семейной жизни. Дети должны воспитываться в небольших разновозрастных группах — до восьми человек, а помещения для таких групп должны быть квартирного типа, а не казарменного, как ранее.

Как объяснил “Ъ” директор по работе с органами власти фонда «Арифметика добра» Владимир Кабанов, в России сейчас действуют два профстандарта, «где есть должность воспитателя»: «Первый — это профстандарт педагога, но там основной вид деятельности — это оказание образовательных услуг, второй — профстандарт воспитателя, где речь идет об осуществлении воспитательного процесса, но также для обучающихся. Никто не осмыслил деятельность воспитателя в детдомах». По его словам, сначала в Минтруде инициаторам разработки проекта посоветовали «сделать отдельные разделы в уже существующих профстандартах»: «Но это бы потребовало их полной переработки, что невозможно, так как тут задействованы другие специальности». Поэтому, по его словам, разработчики настояли на новом стандарте и выделили особый вид профессиональной деятельности — «психолого-педагогическая деятельность в области семейного воспитания».

Разработка нового стандарта началась в декабре 2017 года, к маю 2019 года он должен быть согласован с профессиональным сообществом, после чего будет направлен в Минтруд (в августе-сентябре 2019 года). Новый профстандарт вводит требования к образованию и обучению специалиста в области семейного воспитания: высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области педагогики или социальной работы, профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки «семейное воспитание» или «специалист в области семейного воспитания», а также наличие квалификации «повар». Среди трудовых функций специалиста, помимо обеспечения комфортной жизнедеятельности детей, выделена организация воспитательного процесса. К ней, в частности, относятся подготовка детей к возврату в кровную семью, к проживанию в семье и созданию собственной семьи. Также в числе трудовых функций — обеспечение индивидуальных потребностей детей, например их индивидуальная поддержка (образование, социализация, адаптация, трудовые и социальные навыки), и «особая работа с детьми, помещенными в организацию по заявлению родителей». Кроме того, специалист должен обеспечивать защиту прав и законных интересов детей и выпускников.

Господин Кабанов сообщил “Ъ”, что проект профстандарта не ограничен деятельностью сиротских учреждений, так как в области семейного воспитания работают, например, частные детские сады, работающие по семейному типу, а кадровые агентства предоставляют услуги домашнего персонала — например, «гувернера, который иногда берется для работы с ребенком с утра до ночи». Госпожа Альшанская отметила, что видит в новом профстандарте три главные задачи: реабилитация ребенка, в первую очередь психологическая, работа по подготовке к возвращению в кровную семью и восстановлению детско-родительских отношений или подготовка ребенка к устройству в новую семью.

В пресс-службе Минтруда не стали комментировать факт разработки проекта, отметив, что пока он в ведомство не поступал. В Министерстве просвещения также отметили, что проект в ведомство не поступал, но при этом сообщили, что считают работу по определению функций воспитателя организаций для детей-сирот актуальной: «Мы поддерживаем диалог с экспертным сообществом в этой сфере». В апреле 2018 года заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова на круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном предложениям по разработке профстандарта, отметила, что «нужно определить специфические трудовые функции, которые отличают воспитателя организации для детей-сирот от иных воспитателей образовательных и дошкольных учреждений»: «Важно определить разницу и не дублировать функции этих работников».

Валерия Мишина

Газета "Коммерсантъ" №95 от 04.06.2018, стр. 5

04 июня 2018

Разделы: Пресса