Ц Ц А А А


Томской области нужен свой закон об общественном контроле

21 июля 2014 года принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Из указанного следует, что регулирование вопросов общественного контроля, может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Более того, федеральный закон оставляет пространство для детальной регламентации определенных вопросов на уровне субъектов Российской Федерации. Так, законом субъекта могут быть урегулированы:

- случаи и порядок посещения субъектами общественного контроля органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- вопросы участия общественных советов при органах власти в осуществлении общественного контроля (ч.1 ст.13 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля (ч.2 ст.15 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- определения случаев учета итоговых документов общественного контроля при оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций (ч.1 ст.16 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- необходимость учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля (п.3 ч.5 ст.16 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- порядок организации и проведения общественной проверки (ч.3 ст.20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- определения порядка проведения общественной экспертизы (ч.5 ст.22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

- определения порядка проведения общественного обсуждения (ч.4 ст.24 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;

- случаи проведения общественных (публичных) слушаний помимо предусмотренных федеральным законодательством (ч.2 ст.25 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В ряде субъектов РФ уже приняты региональные законы, регламентирующие отдельные вопросы организации и осуществления общественного контроля (в Новосибирской области, в Алтайском крае, в Амурской области, Тюменской области и др.).

Польза общественного контроля несомненна, это обусловлено его ключевыми задачами:

1) формирование и развитие гражданского правосознания;

2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Согласно Федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» региональный Уполномоченный может инициировать проведение общественной проверки и общественной экспертизы.

В связи с указанным, считаю очень важным, чтобы в Томской области появился закон, регулирующий вопросы организации и осуществления общественного контроля на региональном уровне.

В ноябре 2015 года в Законодательную Думу Томской области направлено предложение о включении в план законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2016 год такого пункта, как разработка и принятие проекта Закона Томской области «Об общественном контроле в Томской области».

 

Уполномоченный по правам человека в Томской области

Е. Карташова

26 ноября 2015

Разделы: Мнение